Share your experience
Sofya
Ликбез )))
Не хочу никому делать замечаний, но решила напомнить некоторые правила, самые богатые на ошибки.Итак, урок 1. О-Е после шипящих:
а) в корнях - в проверяемых словах проверяем изменением слова: шепот - шЕптать; черствый - чЕрстветь; шелк - шЕлка
б) в суффиксах и в окончаниях: под ударением пишем О - в безударном положении -Е.
ДЕВЧОНКИ! Слово "девчОнки пишется через О, потому что О - ударная; сапожОк; каблучОк и так далее, а вот грушЕвый пишется через Е, птому что ударение на на У - грУшевый.))
Ну и урок 2. Правописание ПОЛ - и ПОЛУ:
ПОЛУ - всегда пишется слитно: полуграмотный полуострый полульготный.
ПОЛ - сложнее: ПОЛ пишется через дефис в следующих случаях: если слово начинается с Л: пол-лимона, пол-ложки; если слово начинается с гласной: пол-арбуза; если слово начинается с Прописной буквы - пол-Москвы.
А вот если слово начинается с согласной и не с Л, то ПОЛ пишется слитно: полпуда, полстакана, полмешка.
И НИКОГДА ПОЛ- и ПОЛУ - НЕ ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО.
Приглашаю всех желающих поделиться своими знаниями или желающих вспомнить забытые правила в мой пост.
- << Previous
- 1
- 2
- 3
- Next>>
page 3 from 3
Sofya
Итак, З или С?!)))
Мой профессиональный опыт убедил меня в том, что ОДНО правило, даже если оно сложное, можно понять и запомнить. Гораздо сложнее, когда несколько правил налагаются друг на друга и бывает очень сложно понять, какое правописание относится к одному правилу, а какое к другому. Так и случилось с этими буквами "З" и "С" в приставках.
1. Итак, первая часть: В русском языке есть приставка С и нет приставки З. Поэтому слова, имеющие приставку, пишутся с "С": Сделал, Сбавил, Сдача, Сбил и т.д. Слова ЗДАНИе, Здоровье, Здравие, Здесь - нужно запомнить.
Но в русском языке существует еще правило правописания приставок, заканчивающихся на З и С. Согласно ЭТОМУ правилу, приставки БЕЗ - БЕС (безвестный-беспокойный) РАЗ-РАС (расписать - разбить) ИЗ - ИС ( испуг - известие) ВОЗ\ВОС (восславит - воззвать) НИЗ - НИС (низвергнуть - ниспадает) пишутся с З и с С в зависимости от буквы, стоящей после этих приставок: Без-заботный - З - звонкая, поэтому и в приставке звонкая; бес-страшный - С - глухая, поэтому и в приставке глухая. С этим русским правилом созвучно, как я поняла, украинское правило, но там речь идет о приставках З и С - в украинском языке они так же меняются в зависимости от последующей буквы/ звука - глухая буква после приставки - пишется С, звонкая буква - пишется С.Поэтому если у русских девочек в голове путаются ДВА правила, то у украинских ТРИ - два русских - плюс еще одно украинское. И я вполне понимаю, почему они путаются. И еще раз хочу подчеркнуть - я рассказываю, а пригодится кому-то что-либо из того, что я рассказываю или не пригодится, каждый решает для себя САМ.
Спасибо Просветите, пожалуйста, по поводу -не. С глаголами - понятно, а с другими частями речи как?
Sofya
Таня, обязательно - ведь это целая группа правил, поэтому "правописание частицы НЕ с разными частями речи"- по моему мнению, одна из самых сложных орфограмм русского языка и занимает если не первое, то уж точно второе место по количеству допускаемых ошибок. Надеюсь, завтра соберусь с духом и расскажу. Группа большая - писать нужно много, потому что нужно все сразу - потому что когда сначала одно, потом другое и начинается путаница.
к словам- исключениям Здесь, Здание, Здоровье добавлю еще ни Зги.
Sofya
Итак, "Правописание частицы НЕ с разными частями речи"
На самом деле это не одно правило, а как минимум 4, если не 5. И они достаточно разные.
Для того чтобы грамотно написать частицу НЕ со словом, мы определяем, а какая же это часть речи.
1. НЕ с глаголами и деепричастиями - если проще, то со словами, отвечающими на вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЮ (и все другие глагольные вопросы) и на вопросы деепричастий: ЧТО ДЕЛАЯ, ЧТО СДЕЛАВ?
И глаголы, и деепричастия пишутся с НЕ РАЗДЕЛЬНО: не могу, не хочу, не решил, не думая, не поняв и т.д. Существует лишь маааленькая группа слов, которые пишутся слитно: типа НЕГОДОВАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и т.д., где НЕ - часть корня.
Но есть глаголы со сложной приставкой НЕДО - . Вот в этом случает правописание этих слов - СЛИТНОЕ: НЕдобрал, НЕдовесил, НЕДОглядел и т.д.
Вообще, если видите слово с приставкой НЕДО- даже если это не глагол, это слово будет писаться слитно: недобросовестность, недоброжелательность, недоверчивость и т.п.)))
2. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ и НАРЕЧИЯ - или проще говоря, слова отвечающие на падежные вопросы и на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАК? - подчиняются другому правилу.
Главное в этом правиле наличие или отсутствие противопоставления - явного - с союзом А, или скрытого. Явное противопоставление: НЕ добрый, а ЗЛОЙ, НЕ высокий, а низкий, НЕ друг, а враг. Скрытое противопоставление: Ты мне ВОВСЕ НЕ друг. ( кто-то другой); Это не ложь. Он ДАЛЕКО НЕ глупый. Особую группу составляют прилагательные: не СОЛОМЕННАЯ крыша - какая-то другая, не каменный дом - какой-то другой, не спортивный костюм - какой-то другой. Если углубляться, то если прилагательное не сочетается со словами БОЛЕЕ или МЕНЕЕ, то оно пишется с НЕ раздельно.
3.НЕ с ПРИЧАСТИЯМИ. Вот это самый серьезный зверь, который быстренько перепутывает все правила. Потому что причастия - это такие слова, которые вроде как прилагательные, потому как отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? и в то же время они чем-то похожи на глаголы: нерассказанный секрет(какой?), неподтвержденные факты(какие), но эти слова легко заменяются глаголами - секрет, который НЕ рассказали, факты, которые НЕ подтвердили.
Частица не с ПОЛНЫМИ прилагательными пишется раздельно, ЕСЛИ
а). есть зависимое слово: не рассказанный нами секрет, еще не подтвержденные факты;
б) если есть противопоставление - с причастием только явное: не подтвержденные, а только высказанные предположения
в). с КРАТКИМИ ПРИЧАСТИЯМИ - ВСЕГДА РАЗДЕЛЬНО - НЕ РАНЕН, НЕ УБИТ, НЕ ЗАПИСАН. ( краткая форма причастий отвечает на вопрос - ЧТО СДЕЛАН) - это почти глагол).
И опять обращаю внимание: слова с НЕДО - какой бы частью речи они не являлись, пишутся слитно.
НУ и самые большие секреты - за которые коллеги меня если не убили бы, то как минимум покалечили
Если вы чувствуете, что перед вами глагол, то есть хочется задать вопрос типа ЧТО дела..., то пишите это слово лучше слитно, чем раздельно, потому что прослойка слов, пишущаяся с не слитно в этой группе минимальна.
Если к словам задаются вопросы, типа какой,кто? что? как? - лучше написать слитно, потому что противопоставления встречаются в 20-30% предложений - гораздо чаще слитное написание.
Отличайте слова, отвечающие на вопрос ЧТО СДЕЛАН? не решен, не выигран и т.д.
ПОмните про слова с НЕДО - если вы будете помнить эти последние 4 пункта - количество ваших ошибок при правописании слов с частицей НЕ уменьшится в разы.
УФ! Про местоимения напишу завтра.
Sofya
Девочки, я описалась - когда слова отвечают на глагольные вопросы или что-то похожее, они чаще всего пишутся РАЗДЕЛЬНО, а я написала слитно. Не знаю, как отредактировать мой пост.
Замечательный и очень полезный пост, я считаю - спасибо, Софья!
Кому не надо/лень/"по барабану" - могут преспокойно проходить мимо, а кому интересно, познавательно, кто пытлив и небезразличен - тот найдет здесь много полезного и нужного для себя. Это особенно актуально в эпоху интернета и бешенного темпо-ритма, отчего все ускоряется и предельно упрощается: граматика, лексика, пунктуация, обороты речи и пр. (что само по себе очень печально, плюс часто мешает правильному восприятию прочитанного от виртуального визави 😦 - все на бегу, мало и редко кто проверяет написанное. Сама иногда "грешу" этим, хотя природная грамотность и перфекционизм обычно выручают , но иногда видишь какие-то ляпы постфактум и становится очень неловко - говорю о себе. Так что очень рада такой замечательной возможности легко и непринужденно вспомнить и снова закрепить замечательные правила родного языка, чтобы не улетало это все в тартарары безграмотности, сверхупрощенности и косноязычия.
`P.S. При определении падежных окончаний очень полезно перед вопросом ставить уточняющее слово, например: Вижу, виню (кого? что?) - маму, дом, окно (винительный падеж). Мне всегда это помогало и моим детям именно так объясняла - запоминается прочно и навсегда - всем советую)))
Сегодня День Рождения (у кого? чего?) - у моей старшей доченькИ (родительный падеж) - поздравляю и очень люблю!!!)))))
Елена поздравляю с рождением доченьки! И ее поздравляю с днем рождения! Такое счастье что вы есть друг у друга.
Nata
Фото, как всегда
Мне по барабану тема)))
Часто здесь встречается, надевать на себя, одевать кого-то.
Прошу поправить мой русский, если я ошибаюсь.
Все верно, Ната)) Все именно так по теме "одежда"))))
И, спасибо)
Elena
Точно! Я тоже эту ошибку невольно всегда подмечаю.
Как-то увидела объяснение: надеть - снять, одеть - раздеть. Поэтому на себя что--то надеваешь, а на ночь снимаешь. А ребёнка одеваешь, а потом раздеваешь. Если говорить "я одела бусы", то тогда, следуя логике, следующее высказывание " а на ночь это раздела"))
L
Sofya
L
Я обратила внимание на странный факт. знаете есть такие таблички в виде тестов, где текст и в каждом слове по несколько букв заштриховано. читай наугад или угадывай. так вот их читать мне гораздо проще чем вот эту писанину прости господи ту прочитыаю залпом а эту аж по слогам читала как в первом классе
L
это потому что хорошая зрительная память и мозг достраивает недостающие фрагменты)) а тут - чистый когнитивный диссонанс
Sofya
Sofya
Итак, я не закончила с НЕи НИ - ЖАРКО!!! ОЧЕНЬ!!!
У нас остались местоимения; правило очень простое: МЕстоимения с НЕ пишутся слитно, если между ними и НЕ нет предлога: НЕчто, НИкто, НЕкого, Негде и т.д. Раздельно: НЕ у кого, НИ с кем, НИ о чем и т.д. Просто не нужно путать местоимения с другими частями речи.
И по ходу - еще одно правило: НЕ или НИ?
Под ударением НЕ - то есть, как слышится, так и пишется: НЕчто, НЕкого НЕ с кем, но НИ о чем, НИкто, НИгде.
И еще о местоимениях: несмотря на их кажушуюся простоту, с ними часто возникают затруднения - в русском языке детки их путают с разными частями речи, в иностранных языках их вообще бывает трудно запомнить. Если есть те, кто в начале пути изучения языка и у вас есть затруднения по поводу изучения местоимений - могу рассказать, как учила их я - на сегодняшний день меня пока что нельзя назвать уверенным пользователем английского языка, но простое незамысловатое общение мне по плечу и более 90% местоимений я выучила намертво.
Irina
"Читаю сегодня в одном из комментов: "ОДЫКВАТНЫЙ". Спрашиваю сына: "Бывает что-нибудь ужаснее?". Сын (моментально): "НИОДЫКВАТНЫЙ""
Приятель прислал.
Sofya
- << Previous
- 1
- 2
- 3
- Next>>
page 3 from 3
top